1. STAND
2. CAT SCRATCH FEVER
3. BAD RELIGION
4. JACK THE RIPPER
5. I AIN'T NO NICE GUY
6. HELLRAISER
7. ASYLUM CHOIR
8. TOO GOOD TO BE TRUE
9. YOU BETTER RUN
10. NAME IN VAIN
11. MARCH ÖR DIE
March Ör Die. Первый албум услышанный мной у этих ветеранов и живых легенд хадр'н'хэви. С этого альбома я начал знакомится со стилем в целом, поэтому во многом для меня он является своего рода эталоном, к тому же это мой любимый альбом Моторхэд (но думаю все изменится после прослушивания Overkill).
К 1992 году у Лемми и команды за плечами был уже солидный опыт создания качественных лонгпейев и, на мой взгляд, их, если не ошибаюсь, 10-е творение не стало исключением. Конечно же, "Маршируй Или Умри" не суждено стать таким монументальным диском как, к примеру, Overkill или Iron Fist, но на сией пластинке "Моторику" (позвольте мне небольшую фамильярность) удалось создать действительно качественные произведения, не повториться и, главное, сохранить стиль. Вобщем, моё впечатление о данном LP исключительно положительное. Заключая вступительную часть, хочу сказать несколько слов об обложке. На мой взгляд, сделана великолепно: четкий рисунок черепа с цепью, полотно с надписью "March Ör Die", ничего лишнего, выглядит как величественное боевое знамя. Одним словом настоящая визитная карточка Моторхэд, которую не спутаешь ни с чем другим.
Итак, соббссно песни:
1. Stand - не имею достаточного представления о манере Моторика открывать альбомы, но думаю в этот раз открывашка получилась на троечку. Темп чуть быстрее среднего, оптимистический настрой, текст о стойкости характера, относительно спокойный вокал Лемми не дадут этой вещи намертво залечь в сердца фанов хэви. Но в целом она неплоха и помогает въезжать в звучание альбома.
(* * * * * | * *)
2. Cat Scratch Fever - вот это уже сильно. Среднетемповая песенка Тэда Наджета в исполнении Моторхэд звучит просто потрясающе. Очень сочное созвучие гитар и баса, вокал Лемми и соляки отдалённо напоминают блюз. Трэк получился цепляющий, уверен, г-ну Наджету тоже понравилось.
(* * * * * | * * *)
3. Bad Religion - для меня это просто шедевр! Не знаю почему, но никогда не видел эту песню в сборниках "The Best Of" и.т.п. Всё в этой вещи сделано на высшем уровне! Мрачный, тягучий звук ритм гитары, эхоподобные соляки напоминают вой волков на Луну, рычание Лемми просто бьет по мозгам, заставляя повторять потрясающий мощный текст. Хочу от себя добавить, что текс полностью соответсвует моему отношению к религии, поэтому лирика подобная Bad Religion, Holy Smoke (Iron Maiden), TV Crimes (Black Sabbath) мне всегда западает в душу. Мой любимый трэк на альбоме.
(* * * * * | * * * * *)
4. Jack The Ripper - Моторхэдизированный рассказ о Джеке Потрошителе. Надо сказать, очень противоречивая песня. С одной стороны быстрое, но какое-то занудное начало, суматоха с вокалом, дурацкий припев, Лемми все куда-то торопится как-будто у него утюг дома не выключен. Вроде до трэша далеко, но как-то не успеваешь адекватно воспринимать музыку (голый субъективизм). Зато во второй части есть такой кайфовый момент ровно на минуту с половиной, ради которого можно перетерпеть и первые два куплета. Сначала идет такой блюзовый рифф с соляком, а потом совершенно неожиданно обрушивается мистический голос Лемми с откуда-то взявшимися клавишными. Напряжение нарастает с каждой секундой, Лемми рассказывает о неизбежности смерти после встречи с Джеком, так что холод бежит по спине. На мой взгляд 7 звёзд будут справедливой оценкой.
(* * * * * | * *)
5. I Ain't No Nice Guy - восхитительная баллада спетая на пару с товарищем Осборном. Талант Лемми писать баллады под аккустику сделал своё дело, но надо признать ещё, что голоса Лемми и Оззи неожиданно удачно сочетаются. Тихое, спокойное аккустическое начало, куплеты по очереди, припев вместе, овердрированная часть с соляком и такая же тихая концовка. Что ещё сказать, слушайте и наслаждайтесь.
(* * * * * | * * *)
6. Hellraiser - странно что эта песня написана трио Килмистер/Уайлд/Осборн. По-моему, по стилю не похожа ни на Моторхэд, ни на Осборна (сольного Закка к сожалению не слышал). Тем не менее, я считаю, песня отличная. Причём что удивительно, она удачно сыграна как на March Ör Die, так и на No More Tears. Тоже, на мой взгляд, отдает блюзом. Средний темп, четкий ритм, хриплый вокал Лемми. Мне кажется, она бы идеально подошла для какого-нибудь фильма о байкерах (не знаю почему такие ассоциации).
(* * * * * | * * *)
7. Asylum Choir - классический моторхэдовский драйв! Одна из самых быстрых вещей на альбоме, но в отличие от Jack The Ripper нет такой хаотичности и неразберихи. Вступительный рифф просто потрясающ! Тот же рифф прогнан через куплет, что очень кстати. Лемми очень проникновенно поёт задумчивый куплет, а в припеве голос более оптимистичен. Трудно определить настроение этого чуда, оно непередаваемо буквами. Темп ни на минуту не сбавляется, лишь в середине, в начале соляка, а затем снова работает как метроном. Потрясная вещь, моя любимая песня после Bad Religion.
(* * * * * | * * * *)
8. Too Good To Be True - самая добрая песня на альбоме. Темп чуть медленее чем на Asylum Choir. В принципе ничем не выделющаяся песенка, но вот соляк уж очень хорош, ну и припев тоже ничего. Эпитет "добрая" подходит к этой песне как нельзя кстати, а порой даже не добрая, а наивная настолько, что просто как маленькое дитя жалко обижать её и грубо называть "проходным трэком".
(* * * * * | * *)
9. You Better Run - вот это я называю смешение жанров! Не песня, а гремучая смесь блюза и металла. Начинается типичным блюзовым риффом (вообще, как мне сказал один знакомый музыкант, это называется то ли "блюзовый квадрат", то ли "блюзовый квадрант", забыл термин, поэтому использую слово "рифф"). К началу припева нарастает напряжение, и через несколько секунд гитары ритмично, в такт ударным выдают новую и новую порцию мясистого, глубокого рычания. Лемми поет очень жеско, местами даже рублено, но главная фишка - это клавишные в припеве, классический блюзовый прием, никогда бы не подумал, что пианино может быть уместно в металле. Второй пипев переходит в потрясающий соляк, тот в свою очередь в молотобойный бридж и головокружительное соло продолжается! Заканчивается песня уже третьим соляком, следующим после третьего куплета. В общем бесспорно одна из лучших песен на альбоме.
(* * * * * | * * * *)
10. Name In Vain - здесь Мотороголовые подкачали. Самая безвкусная песня альбома, честно говоря, не понимаю зачем вообще её нужно было пихать в альбом. 10-ти трэков вполне бы хватило. Быстрая, сумасбродная, но при этом ни секунды из неё не цепляет, даже анализировать не в кайф.
(* * * *)
11. March Ör Die - очень странная и необычная, что впрочем не удивительно для тайтл трэка. Представляет из себя монотонный, мрачный эпический марш. Лемми поет здесь хриплее всего. Хотя точнее не поет а читает текст. Я думаю, текс на March Ör Die играет большую роль чем музыка (в принципе, музыки то и нет), он что-то на подобии былины или сказания. Текст не совсем понимаю, но по-моему о каком-то военном походе или о войне вообще что-ли, не понятно. Не припомню похожих вещей у других групп, разве что The Rime Of The Ancient Mariner, но там есть вокал. В конце ещё есть такой смешной момент: Лемми как нанятый повторяет: "Die! Die! Die!", "Умри! Умри! Умри!", а кажется что он что-то просит: "Дай! Дай! Дай!"
Интересно было бы узнать что вдохновило Лемми, всю жизнь играющего бысрый рок-н-ролл, на написание такого медленного произведения. Судите сами, сложно давать какую-либо оценку, потому как песня очень специфичная, что называется, "на любителя".
(* * * * * | *)
Итог: Добротный, качественный металл. Не лучший альбом Моторхэд, но всё же...
(* * * * *| * * *)
Комментарий