Led Zeppelin – Presence, 1976
Achilles Last Stand (Page, Plant)
For Your Life (Page, Plant)
Royal Orleans (John Bonham, John Paul Jones, Page, Plant)
Nobody's Fault But Mine (Page, Plant, Johnson)
Candy Store Rock (Page, Plant)
Hots on for Nowhere (Page, Plant)
Tea for One (Page, Plant)
1976 год. Впервые коммерческого успеха достигает Сеймур Крэй со своим «суперкомпьютером», а спустя пару месяцев Стив Джобс и Стив Возняк создадут Apple Computer. IBM представляет первый лазерный принтер. NASA впервые публикуют фотоснимки с Марса. Мир разгорелся новыми краскам, а жизнь вокруг начинает расцветать среди стали и бетона. Человечество меняет свой Дом.
Ничто не стоит на месте, таков Закон. Музыка теряет своих былых героев, таких, как Хаулин Вульф (Howlin Wolf), Пол Коссофф (Paul Kossoff, Free) и Кейт Рельф (Keith Relf, The Yardbirds). Но скоро места их будут заняты будущим, надвигающимся с угрожающей скоростью. На свет появляются Брэндон Бойд (Brandon Boyd, Incubus), Эд Грэхэм (Ed Graham, The Darkness) и Честер Беннингтон (Chester Bennington, Linkin Park). А пока что монстр телевидения начинает разевать свою смердящую пасть, но зрители все еще поглощены невиданным зрелищем и не чувствуют вони. В этом году они впервые увидят Sex Pistols, а спустя месяц всю молодежь увлечет за собой первый международный панк фестиваль.
Рев этой машины уже знают все и не поддаться порыву оглянуться, дабы посмотреть на пьяного тракториста, севшего за руль сверкающей Феррари удается далеко не всем. Однако некоторые попытались. Eagles создают свой исторический альбом Hotel California, Smokie выступают с релизом Midnight Cafe, Black Sabbath поэкспериментировали с железом на Technical Ecstasy, а Jethro Tull впадают в отчаяние на недвусмысленном Too Old to Rock And Roll, Too Young to Die. Начинается строительство «музыкальной баррикады», по другую сторону которой, запасшись тоннами блесток, конфетти и мармелада, рождается иной пласт культуры – диско. Donna Summer появляется с Love to Love you, Boney M выпускают вечный праздник Sunny, песня шведов из ABBA Mamma Mia в этом году наконец достигает первой строчки чартов в Британии.
Эта ярмарка заполнена какофонией растерянных голосов, превращающихся в монотонный лепет обезглавленной толпы, которая осталась ужасающе одинокой на вершине своего человеческого идиотизма. Всех объединяла уже не Музыка, давно не Любовь и пока еще не Протест. Музыка стала похожа на беспокойную немытую девку, без остановок слоняющуюся из угла в угол в попытках скрыть свое отчаяние. Никто не решался привести ее в чувства. Никто не знал, как это сделать. Как вдруг посреди оглушительной тишины раздался уверенный околдовывающий голос шамана, от звуков которого она послушно замирает. Через миг на нее обрушивается дикий хохот, будто он в точности знал, как она отреагирует на его появление. Её Хозяин вернулся.
Led Zeppelin выпускают Presence.
Все это время группа переживает тяжелые времена, словно надышавшись отравленным воздухом той поры. Пресса, и без того никогда не жаловавшая Led Zeppelin в период их активной жизни, со всей яростью обрушилась на музыкантов с обвинениями в сатанизме, так и не простив им сумасшедшей популярности. В Греции Роберт Плант с женой попадают в страшную аварию, после которой музыкант еще некоторое время передвигался в основном на инвалидном кресле, из-за чего было отменено мировое турне. Джимми Пейдж окончательно завяз на героиновом топливе, а Джон Бонем пускается в смертельно опасную гонку с алкоголем. Ходят слухи о злом роке, нависшем над группой. Вынужденные отложить тур, музыканты начинает работу над подготовкой нового материала.
Наверное, надо быть Led Zeppelin, чтобы среди всего этого суметь заставить людей слушать суть, а не верить слухам. Наверное, надо обладать немалым чувством юмора, чтобы при всем этом решиться выпустить новый альбом с непонятной обложкой, не удосужившись даже ее подписать.
А обложка, тем временем, является настоящим произведением искусства среди работ этой категории. Создали ее Сторм Торгерсон (Storm Thorgerson) и Обри Пауэлл (Aubrey Powell), работавшие в известной дизайнерской студии Hipgnosis, которая не раз создавала обложки для релизов Led Zeppelin и многих других известных музыкантов. Обложка представляет собой картинку, которая состоит из двух отдельных фотографий, сделанные Обри Пауэллом и Питером Кристоферсоном (Peter Christopherson), которые в процессе работы и были соединены в одном сюжете. Снимок второго плана был сделан одним приятным солнечным днем на выставке The Earl’s Court Boat Show в 1974 – 1975 году. На снимке первого плана изображена счастливая семья послевоенных лет. На эту законченную фотографию Джордж Харди (George Hardie) добавил всем нынче знакомый, так называемый, Предмет (объект черного цвета, появляющийся также на развороте обложки).
Смысл этого Предмет можно трактовать по-разному, здесь ни музыканты, ни дизайнеры ничего не конкретизируют. В точности, как и название альбома, однозначную трактовку которого авторы не стали раскрывать.
Сейчас можно только догадываться как маргинальная (по тем временам) молодежь смотрела на ни о чем не говорящее, нейтральное изображение на пластинке, никак не подписанное, потом приносили это все домой, чтобы включить проигрыватель и ощутить ошеломляющий контраст между милыми улыбками на обложке и разъяренным ревом проснувшегося дракона, который оглушает с первых же звуков открывающего трека на Presence.
Achilles Last Stand. Басовый ритм (говорят, Джон Пол Джонс такое чудо сотворил на восьмиструнном басе) с первых секунд разворачивает перед слушающим неосязаемое пространство для воображения, в котором потонуло множество обладателей этого альбома. Непреклонный в своей мощи бас, он изображает мчащегося на всех парах скакуна, ведомого мистическим воином в самое сердце битвы. Отвага в каждом звуке, можно ли хотя бы вообразить, с какой жаждой жить, бороться и побеждать была создана эта композиция. Крик души каждого музыканта группы, отразившийся в их самом бескомпромиссном творении. Бонем безжалостно молотит по совей установке в ритм с Джонси, в то время, как Плант и Пейдж пытаются описать их ярость и объяснить причины. Последнее пристанище Ахиллеса… последняя остановка перед боем, в котором он погибнет, но в котором он не может не участвовать.
В словах Плант описал свои эмоции после путешествия по Марокко (здесь некоторые часто упоминают так же Грецию и Испанию), где расположена экзотическая красота живой природы и в самой ее гуще прекрасное творение – горы Атлас. Видимо, своим названием они навеяли ему мысли об известных греческих титанах. Плант поет «The mighty arms of Achilles holds the heavens from the earth». Как предполагает большинство «музыкальных копателей», имя Ахиллеса здесь используется потому, что его в данном тексте и при такой музыке было удобнее петь. Ведь, как мы помним, наказание держать небеса, не давая им упасть на землю, было наложено на Атланта, поэтому подразумевается, конечно же, он.
Экспрессия гитары Пейджа поглощает, гитарное многоголосие звучит потрясающе красиво. В промежутке между 6:54 и 7:00 минутой особые ревнители услышали звук, схожий с клавишами, хотя Пейдж утверждает, что никаких клавиш на Presence не использовалось. Это все, конечно же, гитара. Многие, очень многие (в том числе и сам Джимми Пейдж) считают ALS лучшей работой. Пожалуй, не соглашусь с подобной категоричной постановкой, но, безусловно, это одно из самых лучших творений группы.
Плант записывал весь альбом, сидя в инвалидном кресле. Кто бы об этом догадался, если бы данный факт не был промусолен в прессе? Та же пресса распространила позже еще один слух, согласно которому после прослушивания записи песни, Плант был на столько взбудоражен, что в порыве чувств и переполнивших его эмоций… выпал из кресла. Отсюда, якобы, ему и пришло в голову название, аллюзия к герою из древнегреческой мифологии.
Есть еще ряд трактовок лирики к ALS, в двух самых известных проводится анализ темы Вьетнама и темы наркотиков. Каждый волен выбирать, что ему ближе, однако лично я отвергаю другие версии и, пропуская через свое субъективное понимание, считаю, что композиция была написала в ответ на мрачную ситуацию, сложившуюся вокруг группы, написана она в борьбе за свое имя и за свое заслуженное звание.
Плант продолжает повествование о проблемах, возникших среди друзей, о проблемах, пока не имевших отношение к их музыке, но забивавших их жизни. У меня практически нет никаких сомнений, что в For Your Life он рассказывает о Джимми, чье новое увлечение (наркотики) он порицает и, видимо, пытается ему противостоять. Словно, протягивая и повторяя много раз главную фразу в песне, он еще и еще раз взывает его остановиться. Ради того, чтобы жить.
Очень блюзовая композиция, на столько блюзовая, на сколько это возможно у Led Zeppelin. И снова соло, полное безудержного отчаяния, какое в последующем пока никто не смог повторить. В сравнении с ALS эта песня звучит, казалось, медленнее, спокойнее, но эффект от прослушивания такой же выматывающий, опустошающий и лишающий запаса сил, но в то же время вдохновляет новыми ощущениями. Примерно на 5:30 минуте можно услышать звук, издаваемый Плантом после фразы «Gonna find myself a crystal paying through the noise», похожий на хрип. Тонкий маркер всей композиции.
Комментарий